Развитие мелодического слуха учащихся 1 класса ДМШ и ДШИ на уроках сольфеджио

Интегрированный урок по предметам "Сольфеджио" и  "Слушание музыки"

Тема: "Развитие мелодического слуха учащихся 1 класса ДМШ и ДШИ  на уроках сольфеджио"

Цель: продемонстрировать работу над развитием мелодического слуха в совокупности составляющих его элементов на примере творческих заданий.

Задачи

Развивающие:

  • развитие мелодического слуха в комплексном подходе;
  • развитие аналитических навыков;
  • развитие музыкальной памяти;
  • развитие музыкального мышления;
  • развитие творческих навыков;
  • развитие умения применять теоретические знания на практике.

Воспитывающие:

  • воспитание любви и интереса к музыке;
  • воспитание интереса к предмету "сольфеджио"

Методы:

  • словесный (беседа, опрос)
  • наглядный (иллюстрирование)
  • практический

Оборудование:  

  • фортепиано;
  • аудиопособие;
  • стихотворные тексты
  • Чустова Л.И. "Гимнастика музыкального слуха": учебное пособие по сольфеджио для детских музыкальных школ и детских школ искусств

Ход урока:

1.Распевание  (5 мин) - упражнение для развития певческих навыков "Морской прилив", "Ослик", "Колокольчики", "Звонко пойте" (см. Приложение 1).

2.Песенки - попевки (3 мин)

Повторить уже знакомые для ребят песенки. Педагог играет фрагменты мелодий, дети отгадывают попевки и исполняют их: "Звонко пойте", "Гуси". (см. Приложение 2).

3.Музыкально-дидактическая игра "Цирковые собачки" (12 мин)

"Цирковые собачки" (см. Приложение 2).

Цель. Упражнять Дей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трёх звуков мажорного трезвучия. Все последовательности даются в поступенном движении вверх и вниз.

Игровой материал. Карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определённому звуку, начиная снизу- вверх.  (До, ре, ми, фа, соль, ля, си). На маленьких карточках нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек.

Для игры необходимы карточки с заданиями:

1) нарисован полный звукоряд; 2) последовательность из 5 звуков, идущих вверх: до-соль; 3) последовательность из 5 звуков, идущих вниз: соль - до; 4) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия: до-ми-соль; 5) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль-ми-до; 6) 2 звука разной высоты: до1- до2.

Ход игры. Ведущий раздаёт играющим большие карточки и соответствующие им маленькие карточки. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуков, указанные в карточках. Затем берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети кладут маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. За правильное действие ребёнок получает поощрительный жетон. Игра заканчивается, когда дети выполнят все 6 заданий. Победителем считается тот, кто набрал больше количества жетонов.

4.Творческие задания (10 мин)

а) Сочинение мелодии на стихотворение с заданным ритмическим рисунком и размером.

Вновь солнышко смеётся,
Под крышей зяблик вьётся
Прыгай, прыгай и замри.

После выразительного прочтения стихотворения, дети определили его настроение как радостное, бодрое, в связи с этим предлагалось применить для будущей мелодии мажорный лад. Выявляя интонационные особенности, ребята отмечают, что в первой половине стихотворения интонация повествовательная, во второй половине восклицательная. Это значит, что в первой фразе используется поступенное движение и скачки на 3-4 звука, во второй фразе скачки на 5-7 звуков. Самый яркий в смысловом отношении участок на словах "Прыгай, прыгай и замри". Это значит, что на этом участке состоится кульминация (в мелодии появится самый высокий звук).

Необходимо обратить внимание детей на то, что первая фраза должна закончиться на III или V ступени лада, вторая фраза на тонике (I ступень).

5.  Активизации слухового и зрительного восприятия. (10 мин)

Музыкально-дидактическая игра "ДО, ре, ми", где дети учатся различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, развивая музыкально-аналитическую деятельность (см. Приложение 3).

"ДО, РЕ, МИ"

Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.

Ход игры: Звучит музыка, педагог предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в произведении. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их назвать произведение и автора, соответствующее изображению на картинке. (См. Приложение 4)

Игровые правила: Отвечать индивидуально.

Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.

Музыкальный материал:

  1. М. Мусоргский сюита "Картинки с выставки", "Быдло"
  2. П. Чайковский "Детский альбом", "Зимнее утро"
  3. Г. Свиридов "Весна и осень"
  4. С. Прокофьев "Сказочка"
  5. С. Прокофьев "Детская музыка": "Пятнашки"
  6. П. Чайковский "Детский альбом": "Игра в лошадки"
  7. П. Чайковский "Детский альбом": "Баба-Яга"
  8. П. Чайковский "Детский альбом": "На тройке"
  9. Э. Григ "Пер Гюнт": "Утро"

Игровая цель: Вспомнить как можно больше произведений.     

6. Подведение итогов (3 мин)

Вопросы к обучающимся:

- Какие песенки-попевки разучивали на уроке?
- Чему научила вас игра "Цирковые собачки"?
- Как нужно сочинять мелодию?

7. Домашнее задание (2мин)

Сочинить мелодию на любимую тему, нарисовать иллюстрацию к получившейся мелодии.