Урок 1-2. Тема: «Мелодия и ритм»
- Подробности
- Категория: Методическая работа преподавателей
- Опубликовано 20.02.2021 10:40
Цель: показать выразительное значение ритма в музыке.
Задачи.
Обучающие:
- Научить учащихся определять ритмический рисунок.
- Научить учащихся слышать сильные и слабые доли.
- Начать учить песню Б. Иофиса на слова Л. Степановой «Медведь»
- Учить ритмическому аккомпанементу; коллективное исполнение р. н. п. « АХ, вы сени».
Развивающие:
- Развивать чувство ритма.
- Развивать логическое мышление посредством разучивания песенки-попевки.
- Развитие голосового диапазона посредством разучивания песни.
- Развивать творческие способности.
Воспитывающие:
- Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
- Воспитывать культуру восприятия музыки
Методы:
- словесный метод (беседа, опрос)
- наглядный метод (иллюстрирование)
- практический метод
Оборудование:
- Аудиопособие
- Аудиоаппаратура.
- Музыкально-дидактический материал «Ритмические кубики».
- Музыкально-дидактическая игра «Слушай внимательно»
- Ритмические карточки.
- Музыкальный инструмент для педагога.
- Нотная тетрадь для учеников.
- Инструменты для детского оркестра
Ход урока.
- Организация внимания учащихся. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята». (3 мин)
- Ребята. Сегодня мы познакомимся с музыкальным понятием - ритм.
Ритм – чередование коротких и долгих звуков в музыке.
а) Ритмизация стиха: «Дроздок», «Василёк», «Динь-дон» (5 мин)
б) В целях закрепления длительностей и развития чувства ритма ребятам предлагается музыкально – дидактическая игра «Прогулка». (12 мин)
«Прогулка»
Цель. Закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал. Музыкальные инструменты по числу играющих. (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры. Взрослый: “Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень. Ритм ускоряется. Дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот.
Взрослый: “Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары”.
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на “прогулке”, и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
3.Ритмическая «Разминка». Детям предлагалось определить на слух длительности (четверти и восьмые) с помощью ритмослогов («та» и «ти».)
Предварительно объяснить ребятам, что четвертные длительности напоминают ровные шаги. Шагать и произносить при этом: «Шаг, шаг, шаг, шаг». А восьмые напоминают бег. Изобразить лёгкий бег на месте, сопровождая себя словами: «Бе - гать, бе - гать, бе - гать». С помощью карточек выкладывать ритмические рисунки. (10 мин)
«та» «ти - ти» |
![]() |
4.Доля - пульс. Размер. Такт.
Что такое пульс? Беседа с ребятами: «Доктор выслушивает наш пульс, чтобы узнать, услышать, как работает наше сердце. Музыкальное сердце тоже имеет свой пульс. Пульс – это равномерные удары или ровные шаги, равные четверти. Музыканты называют их доли. Доли бывают сильные (на них падает ударение, акцент) и слабые. Сильная доля всегда занимает первое место. Перед сильной долей, как дорожный знак, стоит тактовая черта. Тактовая черта предупреждает: «Внимание, сильная доля!» Таким образом, любая мелодия делится на такты. Величину такта, то есть его размер принято указывать в начале произведения возле скрипичного ключа. Такты бывают двухдольные, трёхдольные, четырёхдольные». После беседы ребята определяли размер тактов в предложенных мелодиях (работа в нотных тетрадях). (10 мин)
5.Подведение итогов (2 мин).
Вопросы:
- что запомнилось и понравилось больше всего на уроке?
- что такое ритм?
- что такое музыкальная доля?
6. Домашнее задание. (3мин)
Ритмизация любимого стихотворения. Выложить ритм с помощью карточек.
Урок 2. Интегрированный.
(«Сольфеджио» и «Слушание музыки)
Тема: «Мелодия и ритм»
Цель, задачи, методы, оборудование см. урок 1.
1.Организация внимания учащихся. (3 мин)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!», «Вот звонок на урок».
2.Музыкальные жанры. (5 мин)
Беседа с ребятами: «Жанр - вид музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальному жанру. Сочинения для инструментов и ансамблей относятся к инструментальному жанру. К жанрам музыкально - театральных произведений относятся оперы, оперетты, балеты, то есть произведения, которые предназначены для исполнения на сцене. Сегодня мы познакомимся с тремя основными жанрами – песня, танец, марш. Они являются наиболее популярными жанрами музыкального искусства и основой многих других его видов. Не случайно песню, танец и марш образно называют «тремя китами музыки». Песни, танцы и марши очень разнообразны по характеру и настроению. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся».
3.Далее вспомнить материал прошлого урока (10 мин).
Опрос детей:
«Ребята, кто помнит, о чём мы говорили на прошлом уроке? (правильно, о ритме). Что такое ритм? (ответы детей). Что такое музыкальная доля?
Для чего нужна тактовая черта? Какие такты бывают по размеру? (ответы детей)». По количеству долей и ритмическому рисунку можно определить жанр. Педагог исполняет произведения (См. приложение 12). После первого проигрывания выясняет у детей:
- сколько долей в вальсе (три)
- сколько долей в песне (две)
- сколько долей в марше (четыре)
Определяется эмоциональный характер каждого жанра.
4. После усвоения детьми понятия «музыкальный жанр», педагог проигрывает повторно пьесы. Учащимся предлагается закрепить знания на музыкально - дидактической игре «Слушай внимательно». (8 мин)
«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш
Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.
Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра.
Примерный музыкальный материал:
- «Тверская кадриль»
- Р. Шуман «Марш»
- П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»
- И.Филипп «Колыбельная»
- Д. Кабалевский «Вальс»
- Левдокимова «Полька»
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.
Игровая цель: Угадать первым.
5.Разучивание песни (10 мин), (определить жанр)
а) упражнения на дыхание
б) распевание:
- гласные «а, о, у, э, и». Тянем звуки, не прерываясь по очереди, на одной высоте.
- эти же гласные тянем по очереди, прерываясь после каждого звука. Тянем одинаково по высоте и длине звука.
- эти же гласные произносим прерывисто.
в) муз. Б. Иофиса сл. Л. Степановой «Медведь» (при разучивании следить за дыханием, качеством исполнения, пресекать форсирование звука)
- хлопать ритмический рисунок;
- хлопать доли;
- одна группа детей хлопает ритм, другая группа доли.
6. Ритмический аккомпанемент (5 мин)
русская народная песня «Ах, вы сени» (использовать инструменты для детского оркестра):
- спросить желающих;
- коллективная игра (ритмический рисунок и доли)
7. Подведение итогов (3 мин).
Вопросы к детям:
- какие жанры бывают в музыкальном искусстве?
- какое музыкальное произведение понравилось больше всего?
8. Домашнее задание (3 мин):
- песня «Медведь» - хлопать ритм, петь со словами;
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.