Методическая разработка на тему: « Сходства и различия Мессы и Литургии в выражении религиозных чувств средствами музыки» преподавателя АНО ДО «Детская школа хорового пения» г. Твери Криволаповой Анны Витальевны.
- Подробности
- Категория: Методическая работа преподавателей
- Опубликовано 24.11.2023 13:27
Ключевые слова: Месса, Литургия Иоанна Златоуста, музыкальные средства, стиль, богослужение, знаменный распев, хорал.
Аннотация. В статье содержится необходимый для более продуктивной работы и обеспечивающий более глубокое понимание данных музыкальных произведений теологический материал, связанный с возникновением и особенностями развития Мессы и Литургии как богослужения и как музыкального жанра. Представлены методические рекомендации по организации и структурированию материала урока, посвященного сходствам и различиям музыкально-смыслового материала Высокой Мессы И. С. Баха и Литургии Иоанна Златоуста С. В. Рахманинова.
Высокая Месса И. С. Баха — одно из произведений гениального композитора, которое изучают учащиеся детской музыкальной школы на уроках музыкальной литературы. Во всяком случае, программой это предусмотрено. В опыте работы «Детской школы хорового пения», обеспечивающей два направления дополнительного образования собственно музыкального, в соответствии с программой музыкальной школы, и конфессионального (православного) образования — для нас, педагогов, большой интерес представляло сопоставление двух конфессиональных традиций (Католицизма и Православия) музыкального освещения событий, составляющих основу центрального для них Богослужения суточного круга (Мессы и Литургии). В связи с этим возник межпредметный проект, осуществленный преподавателями музыкальной литературы и Закона Божия в рамках объединенных уроков данных дисциплин. Нам хотелось бы поделиться методическими находками взаимодействия двух педагогов.
В данном материале представлены методические рекомендации по предварительной работе, направленной на подготовку материалов занятия: отбору конкретных фрагментов музыкального произведения, предварительному анализу и выбору критериев для сравнения отобранных фрагментов музыкальных произведений, по организации восприятия школьниками музыкального материала, а также разработки удобной формы фиксации сделанных учащимися выводов при прослушивании отобранных фрагментов.
Критериями сравнения выступали:
- разные чины (Литургии: Василия Великого, Григория Двоеслова, Иоанна Златоустого и Мессы: обычной, торжественной и короткой);
- музыкальное сопровождение (наличие в Мессе);
- разделение на части по воспоминаемым событиям;
- язык богослужения;
- музыкальный язык (средства музыкальной выразительности).
В рамках данной темы первоначально, на наш взгляд, необходима проработка понятий мессы и литургии и как видов богослужения Католической и Православной Церквей, и как музыкальных жанров. Педагог должен быть готов объяснить сакральный смысл данного богослужения как формы, подготавливающей верующего человека к главному церковному Таинству Причастия, являющемуся центром данного богослужения и всей церковной жизни.
Литургия — это центральное богослужение Православной Церкви, во время которого происходит самое главное Таинство — Евхаристия (благодарение) или Причастие и воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа.Слово «литургия» первоначально в греческом языке «leitourgia» означало «служение народа» или «служение для народа». Литургия возникла в первые века христианства из необходимости совместной молитвы. Сам чин Божественной Литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был записан, а передавался через устное предание, чтобы язычники не узнали тайн христианского Богослужения. Письменное изложение переданной от апостолов Литургии началось в III веке, поэтому в разных церквях являлись некоторые отличия в чине литургии. В IV веке, после окончания гонений на христианство со стороны язычества и начала возникновения в среде самого христианства ересей и расколов, появилась необходимость объединить все существовавшие в разных церквях чины литургии, ввести однообразие и единство в ее совершении и избежать искажений и добавлений со стороны еретиков. Это выполнили так называемые Отцы Церкви: Свв. Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иоанн Златоуст.
Чины Литургии, составленные ими, соответствуют особенностям служения годичного круга богослужений и связаны с определенными днями, в которые вспоминаются те или иные события жизни Христа и Церкви. Так Литургия свв. Василия Великого служится в канун Рождества, Крещения, воскресные дни Великого поста, Четверг и Суббота Страстной седмицы и день памяти этого святого). Литургия Григория Двоеслова (чин литургии Преждеосвященных Даров) совершается в среду и пятницу седмиц Четыредесятницы Великого поста и Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы), а Литургия Иоанна Златоуста (все дни кроме тех, седмичных дней Великого поста и дней когда положено совершать Литургию Василия Великого и Литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова).
Авторитет этих составителей и достоинство их трудов — причина быстрого распространения по всему Востоку и устранения потребности в составлении новых чинов литургии. Впоследствии эти чины литургии были дополнены лишь немногими песнопениями и молитвами.
Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что разделение главного богослужения на Литургию в Восточной Кафолической (Вселенской) Церкви и Мессу в Западной Католической Церкви произошло вследствие разделения Церквей по догматическим соображениям.
При этом Святой Мессой называется полное евхаристическое богослужение, во время которого совершается преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа, а также Причащение. По сути, то же Таинство, которое происходит и во время Православной Литургии.
Для Музыкальной литературы важным будет так же определение мессы как музыкального произведения. Месса — многоголосное хоровое произведение (с инструментальным сопровождением или без него) на текст главного богослужения католической службы. При этом песнопения, определяющиеся начальными словами текста («Kyrieeleison», «Gloria», «Credo», «Sanctus Вenedictus», «AgnusDei») и неизменно входящие в данное богослужение, составляют «обычную мессу» (missa ordinarium). При этом аналогично трем чинам Литургии, о которых упоминалось выше (Литургия Василия Великого, Григория Двоеслова и Иоанна Златоустого), в католической традиции существовали еще две разновидности Мессы: торжественная месса (missa solemnis) и короткая месса (missabrevis), состоявшая, как правило, из 2–3 первых песнопений «обычной» мессы. При этом в эпоху Возрождения месса являлась самым монументальным жанром музыкального искусства. Также важным, на наш взгляд, важно отметить разделение Мессы на части аналогично разделению на определенные части в Литургии (то есть по порядку следования событий в жизни Христа).
Сопоставление Мессы и Литургии опирается на соотнесение их частей в соответствии с воспоминаемым событием. Следует помнить, что Месса, хотя и не идентична Литургии, содержит в себе также часть богослужения, которая в православной традиции не имеет непосредственного отношения к Литургии, а включена в предшествующее ей накануне Всенощное бдение и соотносится с его частью, именуемой Малым славословием («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»). В Мессе аналогичное по содержанию песнопение составляет хор «Gloria» («Слава в вышних Богу»), сопровождающий обряд покаяния, предваряющий Литургию Слова в Мессе в праздничные дни.
Литургия Слова в Мессе содержательно соответствует Литургии оглашенных в Литургии православной Церкви, т. к. на этой части читается Евангелие и послания Апостолов, открывающие основы веры для людей, готовящихся к Крещению (оглашенных). При этом в Мессе до Литургии Слова нет части, которая соответствовала бы первой части Православной Литургии Проскомидии (т. е. приготовлению Святых Даров). В Мессе эта часть составляет единство с литургии евхаристии той частью, которая содержательно соотносится с Литургией верных (на которой происходит Преосуществление Святых Даров — их преобразование в истинные Тело и Кровь Христовы, которыми затем причащаются верующие в Таинстве Евхаристии) в Православной Литургии. Важно отметить и сами языки богослужения, т. е. специфику вербального выражения содержания службы: церковнославянский язык литургии, как и латынь мессы, являются древними языками, используемыми в Богослужении, но не используемыми в повседневной жизни ни одного народа.
Рассматривая музыкально-стилистические особенности мессы и литургии, важно не упустить из сферы внимания черты, свойственные историческому периоду развития культуры, которые повлияли на музыкальный язык произведений.
Творчество И. С. Баха — вершина эпохи музыкального Барокко и венец развитой полифонии. Барокко — термин, относящийся как к художественному стилю, господствующему в изобразительном искусстве и архитектуре в конце XVI — начале XVIII веков, так и к определенному периоду в европейской музыке (приблизительно 1600–1750 гг.). Конечно в рамках предмета «Музыкальная литература» нужно будет освежить в памяти или заново познакомиться с творчеством композиторов данной эпохи: с А. Коррели, А. Вивальдии, Д. Скарлатти — в Италии; с Ж.-Б. Люли и Франсуа Купереном — во Франции, Г. Перселлом и Г. Генделем (немцем по происхождению) — в Англии, И. Бахом — в Германии. Часть из них смогут назвать и сами учащиеся.
Более подробно остановимся на музыке великого И. С. Баха, отметив жанровое разнообразие его творчества при доминировании духовной музыки (магнификат, страсти, оратории, мотеты, духовные кантаты, мессы) — следствие профессиональной деятельности церковного органиста при костеле. Особое внимание учащихся следует обратить на тот период творчества И. С. Баха, когда была написана Высокая месса (Месса h-moll) — время наибольшей творческой зрелости композитора.
Необходимо подчеркнуть, что именно в творчестве И. С. Баха месса получила совершенно другое звучание, став более яркой, концертной, торжественной. Действительно, она звучала и звучит сегодня на концертных сценах мира, но при этом нечасто используется по своему прямому назначению и в соответствии со своей жанровой природой — в церкви.
Обращаясь к православной традиции духовной музыки, следует отметить более поздний, по сравнению с западной традицией, расцвет авторской духовной музыки, пришедшийся на XIX век. Известны имена замечательных композиторов, сочинявших духовную русскую музыку — это М. Березовский, А. Архангельский, А. Ведель, А. Гречанинов, А. Лядов, П. Чесноков, С. Танеев, П. Чайковский. Многие известные композиторы, сочинявшие в основном светскую музыку, в своем творчестве обращались к духовным жанрам. Ярким, неординарным явлением в русской духовной музыке является С. В. Рахманинов (1873–1943), осваивавший искусство композиции в консерватории под руководством талантливого русского композитора А. С. Аренского и замечательного мастера контрапункта С. И. Танеева. «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова — наиболее полное воплощение его вокально-хорового искусства во всей полноте использования полифонического и гомофонно-гармонического музыкальных складов. Также как Месса И. С. Баха — плод зрелого мастерства композитора, так и рахманиновские хоровые шедевры в жанре духовной музыки соответствуют периоду творческой зрелости композитора. В это время оформились и нашли законченное выражение характерные для Рахманинова стилистические особенности: подлинная симфоничность и широта мелодического дыхания, замечательно сочный, гибкий и психологически правдивый музыкальный язык, яркая интонационно-образная выразительность и пронзительная красота. Уже после первого исполнения стало очевидным, что Литургия и Всенощное бдение Рахманинова, также как и Высокая месса И. С. Баха, выходят далеко за рамки прикладного духовного искусства и отражают общечеловеческие чувства и настроения. Это и объединяет духовные произведения двух творцов разных стран, эпох и стилей.
Продолжая разговор о сходствах и различиях Мессы и Литургии как музыкальных произведений конкретных конфессиональных традиций, важно обратить внимание на общие начала католического и православного пения в Византийском пении (существовавшем в неразделенной Церкви) и на формирование их отличительных особенностей при разделении Церкви и традиций. Разбор особенностей музыкального языка позволяет выявить сходства и отличия, например: первоначально песнопения в мессе были одноголосными, основой их был григорианский хорал; в основе литургии лежат подлинные темы обихода, одноголосный знаменный распев (киевский или греческий).
В переписке Чайковского и Танеева есть фраза о том, что «Бах создал немецкую музыку из хорала». Может быть только просвещенное ухо сможет уловить эту основу в великолепии многоголосной Баховской полифонии.
Также и в музыке Литургии Рахманинова мы слышим, как одноголосный знаменный распев или мелодии, сочиненные композитором в духе знаменных распевов, расцветают потрясающим по силе воздействия и грандиозности звучания многоголосием.
Существенным отличием музыкального языка является присутствие в Мессе инструментального сопровождения (как правило, органа, создающего довольно яркую краску, сопровождающую и пронизывающее хоровое звучание, а отсюда ритмическая оживленность и т. д.) и отсутствие его в Литургии (а капельное звучание хора создает характер более аскетичный, отстраненный, сдержанный, сосредоточенный).
Приступая к работе с учениками над анализом музыкального материала, следует выбрать части мессы и литургии, сопоставимые по принадлежности к одной и той же части богослужения. Например, уравнять их по признаку воспоминаемых событий, при этом иметь возможность выявлять сходства и различия именно музыкального языка, выражающего одинаковые по драматичности события. В этой связи были отобраны для анализа следующие фрагменты:
Месса |
Литургия |
«Kyrieeleison» |
Великая ектенья |
«Gloria» |
Малое славословие (часть Всенощного бдения) |
«Credo» 1) «Etincarnatus» («И воплотившийся») h-ll 2) «Crucifixus» («Распятый») начальная тональность и конечная е — G 3) D-dur «Etresurrexit» («И воскрес») характер |
«Верую» Воплотившагося от … Распятого же за ны … И воскресшего … |
Музыкальные фрагменты Литургии в нашем случае называли сами учащиеся, поскольку структуру Литургии знали «изнутри» вследствие конфессиональной ориентированности нашего образовательного учреждения. В обычной музыкальной школе, вероятно, имеет смысл указать данные части Литургии самому педагогу. Для удобства работы на столах размещаются в распечатанном виде ноты отрывков музыкальных произведений, результаты сравнения фиксируются на созданных специально бланках.
Схема анализа музыкального произведения
Параметры |
Название отрывка Мессы (оставляется пустым, чтобы ребенок мог самостоятельно зафиксировать название) |
Название отрывка Литургии (оставляется пустым, чтобы ребенок мог самостоятельно зафиксировать название |
Сходства и различия |
Лад |
|
|
|
Темп |
|
|
|
Состав хора |
|
|
|
Ритмические особенности |
|
|
|
Динамические особенности |
|
|
|
Характер |
|
|
|
Бланки заполняются детьми в совместной работе с педагогом. Формулировки и выводы уточняются и исправляются, поскольку главная цель этой деятельности — достижение понимания возможности музыкального языка выразить особенности и глубину содержания воспоминаемых событий. На этапе закрепления прослушиваются отрывки произведений и определяются авторы, названия произведений и частей:
- Бах Месса h-moll «Kyrie»;
- Рахманинов «Литургия» «Верую»;
- Бах Месса h-moll «Credo» «Воскрес»;
- Рахманинов «Литургия» «Великая ектения»;
- БахМесса h-moll «Gloria».
На этапе обобщения учащиеся работают с тестовым заданием:
- Соедините по смыслу:
Месса…… Католичество…… Православие…… Литургия…… Протестанство……
2. В какой период жизни была создана Высокая Месса?
3. Назовите тональность Мессы:
4. К какой литургии написал музыку С. В. Рахманинов?
5. Какое центральное Таинство Литургии и Мессы:
6. Установите соответствие между частями Литургии и Мессы:
1. Малое славословие а) Кирие елейсон
2. Верую б) Литургия Слова
3. Литургия оглашенных в) Литургия евхаристическая
4. Великая ектения г) Глория
5. Проскомидия д) Кредо
6. Литургия верных
Ответы на тест для контроля:
1. Месса — Католичество и Протестанство, Литургия — Православие.
2. 1723–1750 Лейпцигский.
3. h-moll.
4. К Литургии Иоанна Златоуста.
5. Евхаристия (Причастие).
6. 1. Малое славословие — г) Глория
2. Верую — д) Кредо
3. Литургия оглашенных — б) Литургия Слова
4. Великая ектенья — а) Кирие елейсон
5. Проскомидия + 6. Литургия верных — в) Литургия евхаристическая
Завершающим будет задание: обобщив все выводы по уроку, назвать сходства и различия Мессы и Литургии.
Предполагаемые ответы:
Сходства
1. По структуре (Месса и Литургия разделяются на части соответственно воспоминаемым событиям.
2. В древности языков богослужения.
3. В опоре музыкальных языков на музыкальные традиции древнего пения своей конфессии, происходящих от Византийского пения, и в многоголосии.
4.В тексте, составе хора в музыкальных отрывках.
Различия
1. В порядке следования частей.
2. В языке (латынь и церковно-славянский язык).
3. В интонационной основе музыкального языка (католицизм — хорал, православие —знаменный распев).
4. В инструментальном сопровождении (в Мессе — орган, в Литургии — хор a-capella).
5. В динамике, ладу, ритмических особенностях, характере.
Главное, к чему должны прийти дети: объединяющим всех людей, всех христиан, несмотря на различия и особенности отношения разных конфессий к Евангельским событиям (в том числе и в музыке, отражающей эти особенности), является значение Крестной смерти и Жертвы Спасителя как победы жизни над смертью, дарование вечной жизни, света и избавления от власти греха и тьмы.
Надеемся, наш опыт будет полезен для преподавателей Музыкальной литературы в музыкальных школах и школах искусств.
Криволапова Анна Витальевна преподаватель музыкально-теоретических дисциплин АНО ДО «Детская школа хорового пения» (Тверь).